Подростки спрашивают о вере и смысле жизни

  

Когда дети в верующих семьях дорастают до подросткового возраста, у них неизбежно появляются вопросы и сомнения не только по отдельным частностям, но и глобальные, мировоззренческие, связанные с осмыслением православного вероучения. Зачем человеку вера в Бога? Зачем делать добро, если не чувствуешь в этом никакой выгоды? Нужна ли нам свобода? Отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Почему смысл жизни — это добро, ведь в нашем мире добро не ценится, им только пользуются? (спрашивает девятиклассница) 

Начнем с того, что слово «добро» люди могут понимать по-разному. Вот, например, момент из школьной жизни: есть дежурные по классу, но после уроков убирается в кабинете только один, остальные сбегают. А он отдувается за всех. Потому что его считают «добреньким» и пользуются им. Вот это — добро? Или это просто бесхарактерность? Кстати, вполне возможно, что такой ученик в какой-то момент взбунтуется и решит, что всё, хватит быть добрым, раз твоей добротой только пользуются.

Но это довольно глупо, отказываться от добра — потому что такие люди просто не понимают, что такое добро. Вернее, есть разные понимания. Кто-то считает, что быть добрым — значит, всем угождать и не сопротивляться злу. То есть быть добрым — для них то же самое, что быть слабым. Но у нас, христиан, есть свое понимание, что такое добро. Это значит — любить Бога, любить ближнего и делать все ради этой самой Любви. А что там думают насчет добра другие люди, с другими взглядами, нас не должно волновать. Считают они добро слабостью, смеются над добром? Это их проблема, а мы не обязаны с ними соглашаться. Пусть думают, что хотят, а мы будем делать добро — добро в нашем, христианском понимании — потому что именно этого хочет от нас Господь.

И наше добро вовсе не обязательно должно проявляться в уступчивости, в угодливости. Нужно уметь не поддаваться провокациям, не предавать себя, свое достоинство, честь. Это, конечно, не значит, что всё время надо в драку лезть. Но бывают моменты, когда мы должны свои честь и достоинство отстаивать — и при этом вовсе не перестаём быть добрыми. Вообще, в жизни любую ситуацию нужно рассматривать с духовной точки зрения — и иногда такой взгляд подсказывает нам, что нужно не согласиться, нужно отстоять своё. Потому что если в такой ситуации пойти на поводу у каких-то наглых, нахрапистых людей, то причинишь вред и своей душе, и их душам. И получится не добро, а зло.

Что потеряет человек, если не будет верить в Бога? Что получит человек, если будет верить в Бога? (спрашивает девятиклассник)

Тут вот что сразу надо сказать: верить или не верить в Бога — это не чисто теоретический вопрос. Это вопрос, как жить. Если человек верит в Бога, то и жизнь свою выстраивает по Божиим заповедям, а если не верит, то следует только своим сиюминутным настроениям и желаниям. Был такой французский философ XVII века Блез Паскаль, который писал примерно так: «Если человек при жизни следует заповедям Божиим, а после смерти окажется, что Бога нет — то он, этот человек, почти ничего не потеряет. А вот если при жизни человек будет жить так, как будто Бога нет, а после смерти окажется, что Бог есть — тогда такой человек потеряет всё».

Между прочим, жить по заповедям Божиим — это не что-то такое сверх-сложное. Наоборот, это совершенно естественно и просто. Это принципы абсолютно нормальной жизни: не предавай, не обманывай, не клевещи, не обижай беззащитных… И поэтому человек, который живет именно так, ничего не потеряет, у него будет только больше друзей и ему самому будет хорошо жить. Но если он поступает наоборот, то и в земной жизни у него будет сплошная нервотрепка, страх разоблачения, страх наказания, и после смерти он на Страшном Суде не оправдается. Одни негативы, как говорят сейчас. Поэтому быть с Богом — это и счастье, и радость, а без Бога — это наугад тыкаться в жизненном пути.

Но в этой теме есть еще одна сторона. Когда мы так ставим вопрос: «что потеряет человек», «что получит человек» — это звучит как-то эгоистически. Ведь на самом деле мы не потому верим в Бога, чтобы получше устроиться, а просто потому что любим Его, потому что всем сердцем ощущаем: здесь Истина. Истина, которую мы ценим гораздо больше, чем свое личное благополучие. Бог для нас не средство порешать какие-то свои проблемки, а главная цель в жизни. Следуя этой цели, мы действительно станем счастливы, но в путь-то мы отправляемся не в погоне за счастьем… Потому что подлинное счастье, подлинная любовь — не брать, а отдавать. Никакие блага земной жизни с этим сравниться не могут.

Стоит ли стремиться стать свободным? (спрашивает десятиклассник)

А это смотря что понимать под «свободой». Можно быть свободным в том смысле, что никакая темная страсть не способна тобой овладеть, что никто не сможет принудить тебя изменить себе — а можно быть свободным в том смысле, что никто не запретит тебе не спать всю ночь, переписываясь с друзьями во «В контакте» или никто не проверит, сделал ли ты уроки на завтра. О какой именно свободе речь?

У нас, христиан, есть свое понимание свободы. Свобода — это дар Божий. Люди потому и наделены свободой, что созданы по образу и подобию Божиему. Свобода — это такое божественное наследство, которое есть только у ангелов и у человека. Поэтому отказываться от свободы — всё равно, что отказываться еще от каких-то своих природных свойств. Например, от ума.

В православном понимании свобода приближает к Богу. А почему? Да потому что это — быть тем, кем создал тебя Господь. Это значит отказаться от всех своих греховных зависимостей, привычек, привязанностей, освободиться от таких страстей, которые не позволяют быть самим собой.

Вот бывает так, что когда человек впадает в гнев, истерит — он потом говорит «я вышел из себя», это устойчивый речевой оборот, очень точный. Выйти из себя — означает оказаться в плену. В плену у кого? У сатаны, который провоцирует человека на грех, который стремится лишить его настоящей свободы: быть самим собой.

Но научиться быть по-настоящему свободным, научиться быть самим собой — непросто. Это умение не дается автоматически, с рождением. Ребенок ведь еще не знает, кто он. Не знает еще всех своих талантов, не знает, какие заложены в нем дары — и духовные, и интеллектуальные, и физические. Поэтому когда он доверяет любящим родителям и внимательным педагогам — тогда он в полной мере раскроется. А если пойдет по пути ложной реализации свободы: курить, пить спиртные напитки, материться и так далее — он просто станет духовным инвалидом и не реализует всего того, что заложил в него Господь. То есть будет просто зависимым от всякой ерунды. Никакой свободы у него не будет, хотя некоторые наивные сверстники могут считать его свободным и завидовать. А тут не завидовать, тут пожалеть нужно.

Послесловие для родителей

Когда у подростков в верующих семьях вдруг возникают мировоззренческие вопросы и сомнения, родители зачастую впадают в ступор или, того хуже, в негодование: да как ты можешь такое говорить? Да как у тебя язык повернулся? Ты же православный христианин, ты же причащаешься — и вдруг посмел усомниться в самих основах нашей веры?

Это совершенно неправильная реакция. А подростковые сомнения в основах — напротив, вполне естественны, они могут случаться даже в очень воцерковленных семьях, при самом лучшем православном воспитании. Подростковый возраст — это переосмысление всего того, что раньше без раздумий принималось на веру. Это дистанцирование от родителей — в том числе и от родительской системы ценностей. Это и сильнейшая зависимость от мнения сверстников. Всё это болезни роста, при правильном отношении родителей они со временем пройдут.

А правильное отношение — это прежде всего сохранить доверие ребенка. Если ребенок начинает говорить дичайшие, с вашей точки зрения, вещи — это ведь, как правило, неуклюжая попытка обратить на себя родительское внимание, это сигнал: мне плохо, мне одиноко, мне страшно!

Не надо упрекать себя: ах, значит, мы 14 лет неправильно воспитывали наше чадо, раз оно теперь говорит такое! Надо спокойно, доброжелательно обсуждать с ребенком все его сомнения и недоумения, не цепляться к экстравагантным формулировкам, не пытаться немедленно его переубедить и заставить думать так же, как он думал в восемь лет. Наша задача — и родителей, и педагогов — в том, чтобы предоставить ему всю необходимую информацию для размышления, а главное — показать, что мы его любим ничуть не меньше, чем когда он был милым несмышленышем.

Авторы: священник Андрей Близнюк и Виталий Каплан, foma.ru