Вопросы и ответы: когда и где появилось христианство?

  

Христианство появилось в середине первого века нашей эры на территории, которая в наши дни принадлежит государству Израиль. Точной даты основания христианства как религии не существует. Впрочем, автор библейской книги Деяний, апостол Лука, указывает, что рождение Иисуса Христа от Девы Марии произошло в годы правления римского императора Октавиана Августа (63 год до н. э. – 14 год н.э.). Это историческое замечание не случайно, так как ко времени появления на свет Иисуса его родина Иудея находилась под властью Римской империи.

Описывая начало проповеди Спасителя, тот же апостол Лука также приводит исторические обстоятельства, которые дают возможность чётче увидеть детали той эпохи. Лука указывает, что по времени деятельность Христа совпала с правлением пасынка Августа императора Тиберия (42 г. до н.э. – 37 г. н.э.). Иудеей же по указанию императора управлял римский наместник, или иначе префект, Понтий Пилат (умер в 38 г. н.э.).

Иисус Христос сначала проповедовал среди своих соплеменников — евреев. Из иудейской среды Им были выбраны и двенадцать апостолов — ближайших учеников, следовавших за Христом и вникавших в Его учение. После того, как Спаситель воскрес и вознёсся на Небо, апостолы продолжили Его миссию. Путешествуя по Римской империи и за её пределами, они рассказывали об учении и подвиге Христа уже не только евреям, но и представителям иных народностей. Так христианство стало распространяться по всему миру и перестало в географическом плане ограничиваться ближневосточным регионом.

Христианство зародилось и стало развиваться в иудейской среде. Христос и Его апостолы были не только евреями по крови — в религиозном плане они принадлежали к ветхозаветной вероучительной традиции, основанной пророком Моисеем. Спаситель вместе с учениками постоянно посещали храм Соломона, главное святилище иудеев. Там они беседовали с людьми, а также в установленные дни совершали ритуальные жертвоприношения в честь Единого Бога. Тем не менее, уже на этом первоначальном этапе расхождение между иудейским вероучением и проповедью Христа обозначилось довольно ярко. Несмотря на заверения Спасителя, что Он не пришёл нарушить закон или пророков, но только их дополнить, консервативная иудейская среда стала относиться к деятельности Иисуса крайне отрицательно. Результатом возникших разногласий стала казнь Спасителя. Последовавшие за ней гонения на христиан со стороны иудеев (например казнь архидиакона Стефана) привели к окончательному разделению христианской и иудейской религиозных традиций. Ключевой датой здесь является 70 г. н.э., когда Храм Соломона был разрушен римлянами. Христиане отказались защищать Иерусалим и покинули город перед его осадой римскими войсками. Этим они показали свою непринадлежность к ветхозаветной религии. В вероучительном плане христианство рассталось с ветхозаветными обычаями на двадцать лет раньше, около 50 г. н.э., когда состоялся так называемый Апостольский собор, разрешивший последователям Христа не соблюдать иудейские обычаи.

Почти детальное описание жизни первых христиан можно найти в библейской книге Деяний святых апостолов. Её автор апостол Лука описывает процесс появления и развития первых христианских общин, а также сообщает некоторые бытовые детали существования первых последователей Спасителя.

Согласно библейскому повествованию, «матерью» христианских общин многочисленных городов Римской империи стала Иерусалимская Церковь. Она стала образцом как для современников, так и для последующих поколений христиан. Апостол Лука пишет, что члены Иерусалимской Церкви жили в гармонии, основанной на взаимных уважении и любви. Иерусалимская община являлась большой семьёй. Но, как известно, даже в самых дружных семьях иногда возникают споры. Иерусалимская Церковь не стала исключением. Апостол Лука повествует, например, о межнациональных конфликтах, которые происходили между евреями и христианами иных национальностей. Впрочем, уже на первоначальном этапе все нестроения были преодолены: как в древности, так и в наши дни наиболее важные вопросы решаются христианами на соборах. Эта черта церковной жизни осталась неизменной, как и в целом стремление христиан к идеалу мирного сосуществования с братьями и сёстрами по вере. Церковные обычаи по-прежнему запрещают христианину причащаться на литургии, если он находится в состоянии вражды с кем-либо.

По материалам vera.academy