Апостол Фома, называемый Близнец

  

19 октября — день памяти.

Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».

На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию — на самого Спасителя.

Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…

Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).

И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26—27).

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Апостол Фома, его сомнение было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.

После вознесения Христа на небо и сошествия Святого Духа, апостолы бросили между собой жребий, куда каждому из них идти для проповеди христианства. Апостол Фома должен был отправиться в языческую Индию, чтобы возвестить о Христе проживающим там народам. По преданию, когда апостол Фома прибыл в Индию с проповедью о Христе, то был нанят на службу к индийскому царю в качестве зодчего, чтобы построить правителю дворец. Фоме выделили большие деньги на строительство, но апостол раздал их беднякам и нуждающимся. Царь разгневался на своего архитектора и собирался его казнить. Однако правителю явился его умерший брат, который рассказал, что на небесах он увидел прекрасный дворец, и возведен он для индийского царя архитектором Фомой. Пораженный такой новостью царь отменил казнь апостола.

Согласно Священному Преданию, Фома был единственным из апостолов, не успевшим приехать ко дню погребения Божией Матери после Ее преставления. Он прибыл в Иерусалим на третий день и апостолы решили отвалить камень от гроба, чтобы Фома смог поклониться телу Богородицы. Однако тела Божией Матери уже не было в гробнице — согласно Церковному преданию, оно было взято на небеса. И в этот день за вечерней трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

В житии апостола Фомы есть эпизод, когда язычники не смогли заставить его поклониться и принести жертву богу солнца, чтобы апостол таким образом разгневал своего Бога. Когда Фому привели к идолу солнца, то идол сразу же растаял, словно был восковым. Языческие жрецы возроптали на апостола за уничтожение их бога, а множество из них обратилось ко Господу. Язычники пронзили его пятью копьями — такова была мучиническая кончина апостола Фомы.

По материалам журнала «Фома»