«Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет». Так писал Павел Флоренский свой супруге Анне, находясь в сталинском лагере. Это было письмо, полное бесконечной любви к жене и детям. Такую любовь не смогла уничтожить колючая проволока.
В юности Павлу прочили карьеру физика. Он учился в университете, но пережив серьёзный духовный кризис, бросил точные науки и поступил в Духовную академию в Сергиевом Посаде. Окончив её, остался там преподавать историю философии. Павел мечтал стать священником. Но для этого было нужно или жениться, или принять постриг. Духовник Павла не благословил его на монашество, а жениться юноша не хотел, боясь, что тогда придётся «вместо Бога поставить на первый план семью». Не зная, как ему поступить, однажды Павел с другом уехал на охоту. Бродил по лесу, и вдруг вспомнил, что у этого друга есть сестра – Аня Гиацинтова, которая живёт в деревне и одинока. «Отчего бы не жениться на ней?».
Флоренский написал Ане письмо. Потом приехал к ней. И скоро был назначен день свадьбы. Готовясь к ней, Аня заказала подвенечное платье. Оно прекрасно село по фигуре с первой же примерки. Портниха заметила: «Ну, будешь счастливой».
Через год после свадьбы Павел стал не только священником, но и отцом. В семье родился Вася. Отец Павел окружил сына и жену необыкновенной заботой. Семья росла. Купили дом, который всегда был полон гомона – у Флоренских родились пятеро детей. Родители излучали счастье. Отец работал, мама занималась хозяйством, а сыновья и дочери никогда не ссорились и жили как в счастливой сказке.
После революции 1917 года Флоренским стало не на что жить. Отец Павел перебрался в Москву. Вспомнил свою первую профессию физика, трудился на заводе, преподавал в электротехническом ВУЗе Десять лет жил в постоянных разъездах, домой попадал только на выходные. В 1928 году по ложному доносу Флоренского ненадолго арестовали. В 33-м последовал новый арест. Приговор гласил: отправить отбывать наказание на Дальний Восток.
Флоренский и в ссылке заботился о доме и о том, чтобы в нём сохранялась тёплая семейная атмосфера. В письмах к жене он советовал, какие игры и задания нужно давать детям, как сделать для них учёбу увлекательной. Заочно проделывал со старшими опыты по физике. И просил детей «оказывать помощь маме, чтобы она не чувствовала себя перегруженной тяжестью жизни».
Анна Михайловна с огромным трудом выхлопотала разрешение на свидание с мужем и приехала к нему в 1934 году. Она привезла супругу весть о возможном освобождении. Президент Чехословакии Томаш Масарик предлагал Флоренскому свободу. Условие было только одно: эмиграция. Отец Павел отказался. Его тут же этапировали на Соловки.
Спустя три года Флоренского расстреляли. Анна Михайловна отказывалась в это верить и долго ещё, услышав звон дверного колокольчика, бежала открывать, надеялась, что на пороге стоит муж. Она пережила его на 36 лет. Сохранила дом, работы Флоренского, пианино, которое он любил. Умирая, просила, чтобы её похоронили с куском ткани, из которого было сшито свадебное платье, и с венчальными свечами. Старалась бодриться и улыбаться до своего последнего часа. Об этом её просил любимый супруг. А детям он писал в своём завещании: «Самое главное, о чём я вас прошу, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что имею сказать».
Философия П. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) — последователь философии всеединства Соловьева, крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью, за что современники называли его “новым Леонардо да Винчи”.
П. Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии.
Главное произведение П. Флоренского — “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи(1)” (1914). Название работы связано с древним летописным преданием, согласно которому в 1110 г. над Печорским монастырем явилось знамение, столп огненный, который “весь мир виде”. Столп огненный — это вид ангела, посылаемый волею Божией вести людей путями промысла, как во дни Моисея огненный столп ночью вел Израиль. Главная идея книги “Столп ….” состоит в обосновании мысли, что существенное познание Истины есть реальное вхождение в недра Божественного Триединства. То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познания (познание субъектом объекта), — красота.
(1) — Теодице́я (новолат. theodicea — богооправдание от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире.